ACO.cs 4.9 KB

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143
  1. using System.Collections.Concurrent;
  2. namespace AntColony.Algorithm;
  3. /// <summary>
  4. /// Алгоритм построения кратчайшего пути с помощью симуляции муравьиной колонии
  5. /// </summary>
  6. public class AntColonyOptimizer
  7. {
  8. private readonly int numberOfCities;
  9. private double[][] distances;
  10. private double[][] pheromones;
  11. private readonly double evaporationRate;
  12. private readonly int numberOfAnts;
  13. private readonly List<IAnt> xants = [];
  14. private IAnt[] ants;
  15. /// <summary>
  16. /// Инициализировать алгоритм
  17. /// </summary>
  18. /// <param name="distances">Матрица расстояний</param>
  19. /// <param name="numberOfAnts">Количество муравьев</param>
  20. /// <param name="evaporationRate">Скорость испарения</param>
  21. /// <param name="Q">Значение Q</param>
  22. public AntColonyOptimizer(double[][] distances, double evaporationRate = 0.1)
  23. {
  24. numberOfCities = distances.GetLength(0);
  25. this.distances = distances;
  26. this.evaporationRate = evaporationRate;
  27. // Строим стартовую матрицу феромонов
  28. pheromones = new double[numberOfCities][];
  29. for (int i = 0; i < numberOfCities; i++)
  30. {
  31. var r = new double[numberOfCities];
  32. for (int j = 0; j < numberOfCities; j++)
  33. {
  34. if (i != j)
  35. r[j] = 1.0; // Начальное значение
  36. }
  37. pheromones[i] = r;
  38. }
  39. }
  40. public AntColonyOptimizer AddAnts<T>(int count) where T : IAnt
  41. {
  42. for (int i = 0; i < count; i++)
  43. {
  44. xants.Add(Activator.CreateInstance<T>()!);
  45. }
  46. return this;
  47. }
  48. public AntColonyOptimizer ShuffleAnts()
  49. {
  50. ants = [.. xants];
  51. Random.Shared.Shuffle(ants);
  52. return this;
  53. }
  54. /// <summary>
  55. /// Обработчик ранней остановки работы алгоритма
  56. /// </summary>
  57. /// <returns>Лучший путь и его длину на текущий момент</returns>
  58. public (List<int> tour, double distance) EarlyExit() => (bestTourEver, bestDistanceEver);
  59. private List<int> bestTourEver = [];
  60. private double bestDistanceEver = double.PositiveInfinity;
  61. /// <summary>
  62. /// Решить задачу комивояжера (найти Гамильтонов цикл)
  63. /// </summary>
  64. /// <param name="maxIterations">Максимальное число итераций</param>
  65. /// <returns>Лучший путь и его расстояние</returns>
  66. public (List<int> bestTour, double bestDistance) Solve(int maxIterations)
  67. {
  68. // for (int iteration = 0; iteration < maxIterations; iteration++)
  69. for (int i = 0; i < maxIterations; i++)
  70. {
  71. ConcurrentBag<List<int>> antTours = [];
  72. ConcurrentBag<double> antDistances = [];
  73. Console.Write($"{i}/{maxIterations} - {bestDistanceEver}\r");
  74. // Каждый муравей строит путь
  75. var iterationTours = ants.AsParallel().Select(ant =>
  76. {
  77. var ct = ant.ConstructTour(ref distances, ref pheromones);
  78. if (!ct.HasValue) return ([], double.MaxValue);
  79. var (tour, distance) = ct.Value;
  80. antTours.Add(tour);
  81. antDistances.Add(distance);
  82. // Console.Write($"\r|- {i}/{numberOfAnts} - {distance}");
  83. return (tour, distance);
  84. });
  85. for (int j = 0; j < antTours.Count; j++)
  86. {
  87. ants[j].UpdatePheromones(ref pheromones);
  88. }
  89. // Console.Write(new string(' ', 20));
  90. // Console.CursorTop--;
  91. // Console.CursorLeft = 0;
  92. // Обновляем феромоны для всех путей
  93. EvaporatePheromones();
  94. // File.AppendAllText("./iteration-results", bestDistanceEver.ToString() + '\n');
  95. // }
  96. (List<int> Tour, double Distance) bestIterationTour = iterationTours.MinBy(x => x.distance);
  97. if (bestIterationTour.Distance < bestDistanceEver)
  98. {
  99. bestDistanceEver = bestIterationTour.Distance;
  100. bestTourEver = bestIterationTour.Tour;
  101. Console.WriteLine();
  102. }
  103. };
  104. return (bestTourEver, bestDistanceEver);
  105. }
  106. /// <summary>
  107. /// Обновить матрицу феромонов
  108. /// </summary>
  109. private void EvaporatePheromones()
  110. {
  111. // Испарение
  112. for (int i = 0; i < numberOfCities; i++)
  113. {
  114. for (int j = 0; j < numberOfCities; j++)
  115. {
  116. if (i != j)
  117. pheromones[i][j] *= 1.0 - evaporationRate;
  118. }
  119. }
  120. }
  121. }